Снимок экрана операционной системы, основанной на GNU

GNU (/gnu/ , рекурсивный акроним от англ. GNU’s Not UNIX — «GNU — не Unix!») — это свободная UNIX-подобная операционная система, разрабатываемая Проектом GNU.

Разработка системы GNU началась 27 сентября 1983 года, когда Ричард Столлман опубликовал объявление о проекте в группах новостей net.unix-wizards и net.usoft[1]. 5 января 1984 года Столлман уволился из Массачуссетского технологического института с целью посвятить своё время написанию свободной операционной системы, а также для того, чтобы институт не мог претендовать на какие-либо права на исходный код системы. Первой программой GNU стал текстовый редактор Emacs.

В настоящее время система GNU/Linux, более широко известная как просто Linux, достаточно распространена (особенно на рынке серверов) и является вполне завершённой. Она состоит из большого количества программ проекта GNU (в первую очередь системных утилит и GNU toolchain), ядра Linux — части системы, отвечающей за выполнение других программ, включающей драйверы устройств и т. п., — и множества других свободных программ.

Официальным же ядром операционной системы GNU является GNU Hurd. Альтернативное название системы на основе этого ядра — GNU/Hurd, по аналогии с GNU/Linux. Однако, несмотря на то, что Hurd разрабатывается с 1990 года, этот проект всё ещё не завершён (хотя Hurd на основе микроядра GNU Mach уже может нормально функционировать и выполнять многие приложения). По этой причине операционную систему GNU как таковую ещё нельзя считать полностью завершённой и готовой к производственному использованию.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]