International Business Machines Corporation
Тип

Публичная (NYSE: IBM)

Год основания

1888, инкорпорирована 1911

Расположение

Армонк, Нью Йорк, США

Ключевые фигуры

Samuel J. Palmisano, Chairman & CEO
Mark Loughridge SVP & CFO
Dan Fortin, President (Canada)
Frank Kern, President (Asia Pacific)
Nick Donofrio, EVP (Innovation & Technology)
Colleen Arnold, President IOT EMEA North-East
Dominique Cerutti, President IOT EMEA South-West

Отрасль

Компьютерное оборудование
Программное обеспечение
Консультирование
ИТ Сервисы

Продукция

См. полный лист продуктов

Оборот

Шаблон:ProfitUS$91.1 миллиарда (2005)[1]

Операционная прибыль

Шаблон:ProfitUS102.4 миллиардов (2005)[1]
(10.5% operating margin [2])

Чистая прибыль

Шаблон:ProfitUS$7.9 миллиардов (2005)[1]
(9.3% profit margin [2])

Число сотрудников

329,373 (2005)[2]

Дочерние компании

Lotus Software
Rational Software
Tivoli Systems, Inc.

Веб-сайт

http://www.ibm.com/ (англ.)
http://www.ibm.com/ru (рус.)

IBM (Ай-Би-Эм, англ. International Business Machines, Шаблон:Nyse) — американская корпорация, крупнейший мировой производитель всех видов компьютеров, компьютерных устройств и программного обеспечения.

Компания, известная сейчас под именем IBM, была основана 15 июня 1911 года и называлась C-T-R (Computing-Tabulating-Recording). Она включила в себя Computing Scale Company of America, Tabulating Machine Company (TMC — бывшая компания Германа Холлерита) и International Time Recording Company. В мае 1914 года генеральным управляющим компании C-T-R стал Томас Уотсон (Thomas Watson, 17.02.1874—19.06.1956).

Распространенное прозвище компании — Big Blue, что можно перевести с английского как «большой синий» или «голубой гигант». Существует несколько версий относительно этого прозвища. По одной из них[3][4] название произошло от мэйнфреймов, поставляемых компанией в 1950-х — 1960-х годах. Эти мэйнфреймы были размером с комнату и имели голубую окраску. По другой теории прозвище просто ссылается на логотип компании. Ещё одна версия[5][3] утверждает, что это название идёт от бывшего дресс-кода компании, который требовал от многих своих работников ношения рубашек и костюмов голубого цвета. Также есть версия[источник?], что название появилось после показа по американскому ТВ в начале 1980-х годов ролика, рекламирующего персональные компьютеры, которые по сюжету были проворнее и побеждали гиганта одетого в голубые одежды.

История[править | править код]

1888 — 1924: Основание IBM[править | править код]

В 1890 году на территории США проходила перепись населения. Для обработки её результатов впервые был применён «электрический табулятор», изобретённый Германом Холлеритом. Благодаря ему, данные переписи удалось обработать всего за 3 месяца, вместо ожидаемых 24. Воодушевлённый успехом, учёный открывает в 1896 компанию Tabulating Machine Company.

1930-е — 1940-е годы[править | править код]

В годы Великой депрессии «удержаться на плаву» IBM помогли только многомиллионные доходы. Несмотря на кризис, президент компании Томас Уотсон продолжает финансировать исследования и выплачивать рабочим зарплату. Выйти из кризиса IBM помогли крупные заказы правительства США в 19351936 годах.

В годы Второй мировой войны компания производила стрелковое оружие (М1 Carbine и Browning Automatic Rifle).

1950-е годы — Проекты для ВВС и авиалиний[править | править код]

Эра компьютеров[править | править код]

В 1943 году началась история компьютеров IBM — был создан «Марк I» весом около 4,5 тонн. Но уже в 1952-м появляется «IBM 701», первый большой компьютер на лампах.

В 1956 году сын Томаса Уотсона, Томас Уотсон-младший, сменил отца на посту главы IBM, ознаменовав начало эры компьютеров для жизни. Под его руководством доходы компании выросли до $8 млрд, а число сотрудников — до 270 тыс. человек.

В 1959 году появились первые компьютеры IBM на транзисторах, достигшие такого уровня надёжности и быстродействия, при котором ВВС США сочли возможным использовать их в системе раннего оповещения ПВО. Чуть раньше, в 1957 году, IBM ввела в обиход язык FORTRAN («FORmula TRANslation»), применявшийся для научных вычислений и ставший одним из основных источников «ошибки 2000 года».

В 1971 году компания представила гибкий диск, который стал стандартом для хранения данных.

В 1972 году был представлен обновлённый логотип (буквы из синих полосок) компании, используемый до настоящего времени. Над логотипом работал дизайнер Пол Рэнд (Paul Rand).

1981 год прочно вошёл в историю человечества как год появления Персонального Компьютера «IBM PC». 64 килобайт оперативной памяти и одного или двух флоппи-дисководов вполне хватало, чтобы исполнять операционную систему DOS, предложенную небольшой компанией Microsoft, и некоторое количество приложений.

Примечательно, что этой машине руководство компании поначалу совершенно не придавало значения: разработкой занималась группа всего в 4 человека (под руководством Филиппа Дональда Эстриджа). И — что имело самые заметные последствия — вопреки своим жестким принципам охраны интеллектуальной собственности, IBM не запатентовала ни DOS (с интерпретатором языка BASIC), ни еще одно революционное изобретение разработчиков: BIOS. В результате более прозорливые сторонние разработчики, пользуясь опубликованными спецификациями, наделали клонов IBM PC, и значительная доля этого быстро растущего рынка была для IBM потеряна.

В 1986 году IBM уступила 1 место по продажам на ею же самой порождённом рынке персональных компьютеров.

В 2004 году в IBM насчитывалось 329 тысяч сотрудников в 170 странах.

Эра консалтинга[править | править код]

В 1990-х в бизнесе IBM все отчётливее прослеживалось стремление сместить фокус бизнеса в сторону поставки услуг, в первую очередь консалтинга. Наиболее ярко это проявилось в 2002 г., когда «голубой гигант» приобрёл консалтинговое подразделение аудиторской компании PricewaterhouseCoopers за 3,5 млрд долларов. В настоящее время этот бизнес, влившийся в подразделение IBM Global Services, является самым доходным в структуре IBM, приносящим больше половины дохода компании. [1]

Деятельность[править | править код]

Файл:Elcompany2005.jpg

Ведущие компании-производители электронного и электротехнического оборудования (по данным за 2005 год).

Ключевые подразделения IBM:

  • IBM Global Services (IGS, консалтинговое отделение), принесло компании 47,357 млрд долларов дохода из 91,134 млрд всего в 2005 году
  • Systems and Technology Group (STG, отделение по производству оборудования), принесло компании 23,857 млрд долларов дохода из 91,134 млрд всего в 2005 году
  • Software Group (отделение по разработке ПО), принесло компании 15,753 млрд долларов дохода из 91,134 млрд всего в 2005 году

Программное обеспечение[править | править код]

IBM разрабатывает:

Внутренняя корпоративная компьютерная сеть IBM признана одной из лучших в 2006 году агентством Nielsen Norman Group [2].

Компьютеры и устройства[править | править код]

IBM производит:

Ранее IBM производила:

Научные и технические разработки[править | править код]

IBM в России[править | править код]

В России IBM в 2006 открыла исследовательскую лабораторию, которая станет использовать опыт российских инженеров для разработки технологий мэйнфреймов (высокопроизводительных компьютеров). За ближайшие три года компания собирается вложить в нее около $40 млн и увеличить количество сотрудников с нынешних 40 до 200 человек. Также проводится проект Технологическая школа IBM.

Влияние IBM на развитие вычислительной техники и программного обеспечения[править | править код]

Значительные разработки в отрасли информационных технологий[править | править код]

Кроме того, конкуренция с IBM и желание её превзойти послужило для многих начинающих компаний мощным толчком для собственного развития. В разное время с IBM конкурировали ещё только начинавшие компании DEC, Intel, Microsoft, Compaq и некоторые другие.

Влияние IBM на развитие российских информационных технологий[править | править код]

См. также[править | править код]

Сноски[править | править код]

Ссылки[править | править код]

ar:آي بي إم ast:IBM bn:আইবিএম bs:IBM ca:IBM cs:IBM da:IBM de:IBM el:IBM en:IBM eo:IBM es:IBM fa:آی‌بی‌ام fi:IBM fr:International Business Machines Corporation ga:International Business Machines gl:IBM he:יבמ hr:IBM hu:IBM id:IBM it:IBM ja:IBM ko:아이비엠 la:IBM lt:IBM nl:IBM no:International Business Machines pl:IBM pt:IBM ro:IBM sh:IBM simple:IBM sk:IBM sl:IBM sr:IBM sv:IBM ta:ஐபிஎம் th:ไอบีเอ็ม tr:International Business Machines uz:IBM vi:IBM yi:איי.בי.עם. zh:IBM